јЋ≈ —»… √ј“”≈¬

» ≈√ќ “–”ƒ «’–»—“»јЌ—“¬ќ ¬ ќ—≈“»»»

—в€щенник јлексий √еоргиевич √атуев (1847-1909)[1], как ни парадоксально, до наших дней остаетс€ автором единственного труда, описывающего историю христианства у осетин.

¬ конце XIX Ц начале XX века очерк отца јлекси€ пользовалс€ большой попул€рностью. ¬ течение дес€ти лет он выдержал три издани€ Ц в1891 г. на страницах «“ерских ведомостей», в 1896-1901 гг. во «¬ладикавказских епархиальных ведомост€х», а в1901 г. вышел в свет отдельным изданием[2].

¬1987 г. работа о. јлекси€ вошла в многотомный сборник под редакцией проф. Ћ.ј. „ибирова[3].

Ќесмотр€ на серьезные и очевидные дл€ современного читател€ недостатки, в очерке отца јлекси€ не только отражена историографи€ вопроса, но и намечены основные проблемы, вставшие перед осетинским иереем, во многом актуальные и доныне. „ита€ эту работу, можно представить себе (с разной степенью отчетливости), чем жила ¬ладикавказска€ епархи€ в XIX веке; как православное духовенство относилась к событи€м той эпохи; как ÷ерковь участвовала в жизни общества; как преображались осетинские традиции под воздействием ѕравослави€.

’от€ бы вкратце необходимо следует обрисовать жизненный путь протоиере€ јлекси€ √атуева. ¬ советское врем€ он был известен скорее как отец ƒзахо √атуева, видного писател€ и публициста, репрессированного в конце 1930-х гг.

—ам отец јлексий писал о себе так: «—в€щенник јлексей √еоргиев √атуев, из дигорцев, окончил курс “ифлисской духовной семинарии. ќ миссионерской проповеднической де€тельности Ц в официальных отчетах ќбщества восстановлени€ православного христианства с 1869 по1891 г. и в “ерских ¬едомост€х1890 г[4]. ѕринципиальным дл€ понимани€ личности протоиере€ √атуева €вл€етс€ также его осознание себ€, как сподвижника выдающегос€ миссионера и просветител€ епископа »осифа („епиговского), известного как «апостол ќсетии».

ќсобенно активно √атуев про€вил себ€, как миссионер. ¬ отчете о своей де€тельности на посту ƒигорского благочинного за 1883 Ц 1884 гг. он говорит об активной работе, направленной на крещение мусульман[5]. ѕозже, уже будучи јрдонским благочинным, он писал епископу ¬ладикавказскому ѕетру (Ћосеву): «22 года € служу в —алугарданском осетинском приходе и все врем€ вел Е борьбу против вредных народных суеверий и предрассудков»[6]. » затем: «ѕлодом проповеднической де€тельности в1889 г. было Е обращение в ѕравославие п€ти душ из коренных магометан»[7].

—ледует учесть и обстановку, в которой создавалс€ труд «’ристианство в ќсетии».  ак известно, в1875 г. было образовано ¬ладикавказское викариатство, включенное в состав √рузинского экзархата –оссийской ѕравославной ÷еркви. ¬1894 г. Ц самосто€тельна€ епархи€. ќднако с момента по€влени€ –оссии на  авказе и почти до конца XIX в. миссионерска€ де€тельность в ќсетии была возложена на грузинских св€щенников. ќтдаленность кафедрального города (“ифлиса) и €зыковой барьер делали малоуспешной работу грузинского духовенства. ќтец јлексий цитирует мнение —в€тейшего —инода, приведенное в книге ѕ.√. Ѕуткова (этой работой он активно пользовалс€ при написании своего труда): «грузинские св€щенники только по временам приход€т к осетинам и то более дл€ собрани€ пожитка, нежели дл€ учени€ и так как —в€тейший —инод из дел комиссии усмотрел, сколь в худом положении доныне [1770 г.] находилось обращение иноверцев в христианскую веру в осетинском народе; а сие самое произошло, по мнению —инода, ни от чего иного, как от худого самих проповедников поведени€, а именно: проповедники оные, оставл€€ близкие к городам здешние места без проповеди, отъезжают в отдаленные и дикие, проповедуют на русском или грузинском €зыке тем, которые их не знают.  рещеных оставл€ют без вс€кого наставлени€. ¬озвраща€сь же потом к ним, делают под разными видами прив€зки и чрез то сыскивают случай себ€ обогащать насильством. ƒелают вс€кие притеснени€, не стара€сь при том нимало привести их в познание веры и «акона, а следовательно, те иноверные вместо чистого веры и «акона пон€ти€ единственно только изнур€ютс€, а от проповедников происход€т соблазны»[8]; «—в€щенники грузины, считавшиес€ на службе в ќсетии получа€ жалование, жили большей частью в √рузии. ѕриходы же свои ќсетии бросали на произвол судьбы»[9].

»з этого делалс€ выход относительно насто€тельной необходимости в создании местных кадров духовенства: «многие из св€щенников осетинских самоотверженно шествовали по указанному им высшею епархиальною властью пути и успешно насаждали веру ’ристову между осетинамиЕ —в€щенник —икоев приписывает успех в обращении магометан в православие тому благотворному вли€нию, какое вообще производит на население богослужение, отправл€емое на осетинском €зыке»[10].

—еб€ отец јлексий полагал проводником этой идеи.

»так, в1891 г. очерк публикуетс€ в «“ерских ¬едомост€х». ¬икарным епископом в 1889-1891 гг. был преосв€щенный ѕетр (Ћосев), с которым у отца јлекси€ были, видимо, очень хорошие отношени€. “ак, ¬ладыка ѕетр подарил √атуеву свою фотографию с надписью: «≈го ¬ысокоблагословению о. јлексию √еоргиевичу г. √атуеву на добрую пам€ть. ѕетр, ≈пископ ¬ладикавказский»[11].

¬ыход епархии из подчинени€ √рузинскому экзархату состо€лс€ одновременно с приходом к власти »мператора Ќикола€ II. —1893 г. епархию возглавл€ет епископ ¬ладимир (—еньковский) Ц выдающийс€ де€тель в истории ѕравослави€ в ќсетии. ќн учреждает епархиальный печатный орган «¬ладикавказские епархиальные ¬едомости», где вновь печатаетс€ сочинение отца јлекси€.

≈пископ ¬ладимир осуществл€л настолько важные изменени€ в церковной жизни ќсетии, что жители Ѕатако-юрта постановили переименовать свое селение во ¬ладимировское[12]. ”же это показывает, какой вклад сделан епископом в утверждение христианской традиции в ќсетии. ћисси€ и катехизаци€ были в числе первоочередных задач ÷еркви, что и обусловило переиздание монографии в1901 г.   этому времени протоиерей √атуев уже насто€тель владикавказского храма –ождества ѕресв€той Ѕогородицы, знакомец  оста, заметный общественный де€тель.

“еперь о основных, на наш взгл€д, положени€х монографии «’ристианство в ќсетии».

1)           »сконность, древность православной традиции среди осетин. —сыла€сь на авторитет ƒ. Ћаврова[13], отец јлексий пишет: «¬ I в. проникает в ќсетию луч евангельского света проповедью св€тых апостолов Ц —имона, ‘адде€, ¬арфоломе€ и јндре€»[14]. — одной стороны, это позвол€ет ему говорить о преимущественных позици€х православной веры, с другой Ц устранить исключительную роль √рузии (и –оссии) в христианизации ќсетии. јвтор отмечает также выдающуюс€ роль греков: «“олько при греческих императорах ёстиниане I и II (522-556 гг.) миссионеры греческие проповедью своей делают ќсетию христианской страной»[15]. «“олько» - и не менее! ѕозже традицию греков в ќсетии, разоренной монгольским нашествием, продолжает православна€ –осси€. “аким образом, √атуевым выстраиваетс€ схема миссии среди осетин: «апостолы (по€вление христианства) Ц ¬изанти€ (утверждение ѕравослави€) Ц –оссийска€ импери€ (возрождение ÷еркви).

2)           Ќеоднозначна€ позици€ автора в отношении грузинских миссионеров. — одной стороны, √атуев указывает на древность контактов Ц не только мирных Ц с √рузией, вклад грузин в распространение христианства в ќсетии («¬1350 г. царь грузинский Ѕагратион прислал в дар колокол. Ќа нем существует следующа€ надпись на грузинском €зыке: «ќт –.’. 1350 года €, сын великого цар€ Ѕагратиона √еоргий, дарю колокол —в€тому отцу ќсетии, ƒигории и “уалетии во спасение моего престола и царства»»[16]; «¬ ќсетии в это врем€ [XIX в.] служили несколько достойнейших св€щенников и из грузин, хорошо окончивших курс семинарии которые, утвердительно можно сказать, оставили по себе добрую пам€ть. »з них назовем двух братьев »вана и –омана ћревловых, ƒавида ≈лиева и ƒавида јгладзе и др.»[17]). — другой же стороны, он настаивает на необходимости формировани€ осетинской церковной интеллигенции, как более заинтересованной и способной к христианскому преобразованию ќсетии.

3)           ћиссионерска€ работа среди мусульман. ¬ православной –оссийской империи мисси€ считалась совершенно естественным делом. ƒл€ отца јлекси€ христианство €вл€лось государствоустанавливающей религией, причиной и оплотом политического могущества: «ќсети€, благодар€ восстановлению христианства в XI и XII вв., сплачиваетс€ в одно целое государство и в1019 г. имеет своего цар€ по имени ќрдуре. ќрдуре образует из ќсетии феодальное государство устанавливает правильную государственную жизнь, свою администрацию, свой суд Ц словом, настает в ќсетии период сильного могущества и политического процветани€»[18]. ¬ христианстве, в единстве с единоверной –оссией видит протоиерей залог процветани€. ќтсюда резкое осуждение ислама, кою религию √атуев считает «фанатической», а последователей ее Ц виновницей многих бед осетин. «“атарские ханы с севера, грузины с юга, чеченцы с востока, а кабардинцы и балкарцы с запада заключили ќсетию в самых тесных границах и держали ее в этом положении в течение четырех веков. ѕри подстрекательстве турок кабардинцы силою оружи€, огнем и всеми мерами старались сделать христиан-осетин магометанами. ƒл€ этого брали детей их к себе на воспитание и расположенным к ним оказывалось полное покровительство.  абардинское воспитание заключалось в сообщении осетину пон€тий об этикете кабардинском, в знании правил верховой езды, в научении смело совершать похищени€, участвовать в набегах на христиан и т.д.»[19]; «”спеху обращени€ горцев в христианство всегда преп€тствовали кабардинцы. ќни запретили осетинам посещать ћоздок и знакомитьс€ с христианским вероучением. ќни нападали на них дорогою в ћоздок, грабили и убивали их. ќб одном из таких нападений кабардинцев на возвращавшихс€ из ћоздока крещенных осетин куртатинского общества и избиении последних кабардинцами доселе вспоминаетс€ в песн€х народных»[20]. » в этой св€зи √атуев прилагает усили€ к оправданию развити€ миссии именно в «омусульманившихс€» (пользу€сь его определением) районах ќсетии Ц действи€ми вначале ќсетинского подворь€, затем ќбщества восстановлени€ православного христианства на —еверном  авказе. «»з совратившихс€ осетин в магометанство многие и до сих пор остаютс€ в магометанском заблуждении целыми селени€ми. Ќапример, в ƒигории ƒонифарс, аулы: “уганов,  убатиев,  ора и —индзикау, в  уртатии ћагометанское селение и  арца; в “агаурии Ц Ёльхот, Ѕеслан, «ильги, «аманкул и  арджин»[21]. “акже он сам, как говорилось выше, был активным проповедником среди мусульман[22].

4)           Ѕорьба с осетинскими «€зыческими веровани€ми». ¬ этом вопросе отец јлексий отразил следующую последовательность. ѕосле  рещени€ аланы-осетины следуют христианской традиции. ѕосле татарского нашестви€ «ќсети€ распалась на мельчайшие группы, которые начали жить кажда€ своей жизнью, обыча€ми и веровани€ми. ƒигори€, оставленна€ духовенством, под гнетом кабардинцев и их покровителей-ханов прежде других совратилась в магометанство. “агаури€ и  уртати€ от набегов татарской орды совратились также в магометанство. ќсетины јлагирского ущель€ и “валетии хот€ и остались христианами, но, не име€ духовенства и церквей, в пали в религиозное заблуждение Ц в безразличие к религииЕ ќсетины начали блуждать одни в магометанстве, другие в €зычестве, а оставшиес€ по имени христианами смешали учение ’риста с €зычеством и магометанством. “ак, развалины старых церквей продолжали почитатьс€ у них за св€тые места, но стали называтьс€ дзуарами»[23]. «десь нужно отметить интересную особенность. ѕо мнению автора, €зыческие традиции прививались осетинам извне, со стороны грузинского духовенства: «  этим старым пам€тникам христианства осетины собираютс€ дл€ приношени€ в жертву быков, баранов и другого. (это делаетс€ в православной √рузии)»[24]; «√рузинские же миссионеры пробиравшиес€ в ќсетию по временам, не могли научить осетин истинам христианской веры и могли только сообщить одни названи€ праздников и имена некоторых св€тых, ибо они сами, как христиане, не свободны и до сих пор от грубых суеверий и предрассудков. “ак, например, они считают при€тной жертвой закалывать быков или баранов в честь того или иного св€того и этим действием испрашивают у Ѕога прощение грехов своим умершим праотцам. ¬се это отчасти привито грузинскими св€щенниками и к осетинам»[25] и т.д. Ќесмотр€ на татарскую бурю, традиции христианства сохран€лись в большинстве народных праздников: «—леды раннего знакомства осетин с христианством отражаютс€ во всех перечисленных праздниках, но пор€док праздновани€ их смешивалс€ с €зычеством»[26]. ќднако после возрождени€ ѕравославной ÷еркви в ќсетии необходима последовательна€ борьба с этим наследием: «духовенство должно боротьс€ в приходах своих как против многоженства, так и против разорительных поминок, против €зыческих жертвоприношений, поклонени€ деревь€м и камн€м против злоупотреблений колдунов и знахарей и множества народных суеверий и предрассудков»[27]. Ёта позици€ протоиере€ √атуева была так же отражена в повседневной его де€тельности.

5)           Ќеобходимость активного развити€ образовательной де€тельности среди жителей ќсетии. «Ќет лучшего способа по обсто€тельствам осетинцов и ингушевцев учинить их пр€мыми христианами, к здешней стороне приверженными, как просвещением из них молодых людей» - цитирует отец јлексий письмо императрицы ≈катерины II астраханскому губернатору якоби[28]. «ќткрытие же церковно-приходских школ, открытие во ¬ладикавказе протоиереем  олиевым школы дл€ девочек-осетинок помогли в то врем€ распространению и утверждению ѕравослави€ в ќсетии. ƒейству€ за просвещение осетин христианством, архимандрит »осиф и св€щенники  олиев, —ухиев, јладжиков и ∆ускаев исправили старый перевод литургии »оанна «латоустого, последование вечерни и утрени, а советом ќбщества [восстановлени€ православного христианства] напечатаны в1861 г. в г. “ифлис дл€ употреблени€ в осетинских церквах. —в€щенником  олиевым переведены также из требника последование крещени€, молитвы родильнице. ¬ том же году учителем семинарии ÷ораевым переведены и напечатаны соборные послани€ св€тых апостолов ѕетра, »акова, »оанна Ѕогослова и »уды, и во всех церквах осетинских богослужение начало совершатьс€ на осетинском €зыке. Ёто произвело на христиан-осетин благотворное действие»[29]. Ќаконец, сам о. јлексий, его дочери вели преподавательскую де€тельность: «в1894 г. он Е назначаетс€ законоучителем осетинского женского училища, железнодорожных школ, женской гимназии и цензором осетинских духовных изданий»[30]; о. ’арлампий ÷омаев писал о √атуеве: «ѕризнава€ за церковной школой важное миссионерское и просветительское значение, он все силы направил на должную постановку этих рассадниц народного просвещени€»[31].

6)           ”крепление экономического благососто€ни€ ÷еркви, осетинских приходов, служащего в ќсетии духовенства. јлексий √атуев был не просто насто€телем различных храмов, но также благочинным различных округов епархии, некоторое врем€ Ц и I (города ¬ладикавказа) округа, т.е. достаточно успешным администратором. » в улучшении материальной обеспеченности св€щенников, особенно в наиболее сложных Ц горских Ц приходах протоиерей видел один из немаловажных способов привлечени€ новых кадров духовенства и увеличени€ эффективности их служени€. «”лучшение быта осетинского духовенства» - так называетс€ одна из частей «’ристианства в ќсетии».

«Ќо теперь почти во всех осетинских приходах св€щенниками состо€т окончившие курс јрдонской миссионерской семинарии и во всех приходах открыты церковно-приходские школы и школы грамоты, учител€ми в которых бывшие воспитанники семинарии, следовательно люди вполне приготовленные к миссионерской де€тельности. ”спех ѕравослави€ будет много зависеть от их дружной, усердной и умелой работы под опытным руководством нынешнего архипастыр€-миссионера [епископа ¬ладимира], так много сделавшего дл€ ѕравослави€ в ќсетии и от степени сочувстви€ этому св€тому делу, делу распространени€ и утверждени€ между осетинами православной веры, всех граждан русской земли»[32] - так завершает свою книгу отец јлексий.

 

»так, исконность православной веры, нерушимый союз с –оссией, усиление миссии, катехизаци€, образовательна€ де€тельность, повышение привлекательности св€щеннического служени€ Ц вот некоторые из основных положений очерка. Ётим принципам протоиерей следовал всю свою жизнь. Ќаверное, со многими его утверждени€ми могут согласитьс€ св€щенники наших дней.


[1] ƒата рождени€ протоиере€ ј. √атуева установлена к.и.н. Ћ. . √остиевой. ¬ публикаци€х прошлых лет называетс€ 1840 год.

[2] √атуев ј. ’ристианство в ќсетии. Ц ¬ладикавказ: “ипо-литографи€ ¬.ѕ. ѕросвирнина, 1901. 118 с., карта.

[3] ѕериодическа€ печать  авказа об ќсетии и осетинах. ¬ 3-х тт. ¬ладикавказ, 1987. “.3.

[4] √атуев ј. ”каз.соч. —.104.

[5] ќ–‘ —ќ»√—». ‘. √атуева ј., оп.1, д.7, л.л. 120-125.

[6] “ам же. Ћ.130.

[7] “ам же. Ћ.159об.

[8] √атуев ј. ”каз.соч. —.24-25.

[9] “ам же. —.49.

[10] “ам же. —.105.

[11] ќ–‘ —ќ»√—», ‘. √атуева ј., оп.1, д.1, л.3.

[12] ÷√ј –—ќ-ј. ‘.143, оп.2, д.130, л.246.

[13] Ћавров ƒ. «аметки об ќсетии и осетинах // —ћќћѕ .-1883. ¬ып. 3.

[14] √атуев ј. ”каз. соч. —.3.

[15] “ам же. —.4.

[16] “ам же. —.7.

[17] “ам же. —.60-61.

[18] “ам же. —.4-5.

[19] “ам же. —. 20-21.

[20] “ам же. —.27.

[21] “ам же. —.59.

[22] —м. также: —.’.÷. ѕротоиерей јлексий √атуев. (Ќекролог) // ¬ладикавказские епархиальные ¬едомости. Ц 1910. Ц 15 €нв.

[23] √атуев ј. ”каз.соч. —.8-9.

[24] “ам же. —.9.

[25] “ам же. —.15.

[26] “ам же. —.16.

[27] “ам же. —.84-85.

[28] “ам же. —.30.

[29] “ам же. —. 70.

[30] Ѕ.а. ѕротоиерей ј. √атуев // “ерек. Ц 1909. - є3620.

[31] —.’.÷. ѕротоиерей јлексий √атуев...

[32] √атуев ј. ”каз.соч. —.113.

—тать€ из сборника: Ѕ.ј.  алоев и проблемы современного кавказоведени€: —борник научных трудов. / ѕод ред. докт. ист. наук, проф.  ануковой «.¬.: —ќ»√—» им. ¬.». јбаева, ¬ладикавказ, 2006.

Hosted by uCoz